LOGO

«Патентный поверенный»

№ 2_2008

Редакция   |   Главная   |   О журнале   |   Авторам   |   Подписка   |   Архив   |   Фото   |   Контакты


Наш закон примут без нас?


Похоже, что страсти по закону «О патентных поверенных» улягутся нескоро. Судите сами: в № 1/2008 г. журнала «Патентный поверенный» было опубликовано письмо президента Ассоциации российских патентных поверенных В.А.Германа, адресованное первому заместителю председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву. В нем излагались и обосновались причины того, почему АРПП считает необходимым внести в проект федерального закона «О патентных поверенных» некоторые изменения и дополнения.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ответ, поступивший из департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации.


Президенту
Ассоциации российских
патентных поверенных
В.А.Герману

Уважаемый Валерий Айзикович!

       Департамент научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации по поручению аппарата Правительства Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение, поступившее на имя первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, и сообщает.
       Поднимаемый Вами вопрос о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с самоуправляемыми профессиональными объединениями является, безусловно, важным и актуальным. В настоящее время Государственный реестр патентных поверенных (далее – Реестр), ведение которого возложено на Роспатент на основании пункта 10 Положения о патентных поверенных (далее – Положение), утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации oт 12 февраля 1993 г. № 122, насчитывает более 1200 патентных поверенных.
       Согласно пункту 16 Положения патентные поверенные могут создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации агентства патентных поверенных и другие предприятия, а также общественные объединения и профессиональные ассоциации, в том числе с учетом специализации по объектам промышленной собственности, отраслям науки и техники. По сведениям из Реестра, в Российской Федерации насчитывается значительное количество агентств и иных объединений (ассоциаций) патентных поверенных, среди которых можно назвать, например, ООО «Юридическая фирма «Городисский и партнеры», ООО «Союзпатент», Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных и другие.
       Структура и функции федеральных органов исполнительной власти установлены Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314, в соответствии с которым Правительством Российской Федерации утверждены положения об этих органах. Согласно Положению о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 299 (с изменениями от 22 апреля 2005 г. № 247) государственная функция по аттестации и регистрации патентных поверенных Российской Федерации и выдаче им соответствующих свидетельств возложена на Роспатент. Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» на Роспатент также возложена функция по осуществлению контроля за выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. До настоящего времени вопрос о передаче указанной государственной функции общественной организации никем не поднимался и, соответственно, не обосновывался.
       Что касается вопроса о создании саморегулируемой организации патентных поверенных, а именно Российской палаты патентных поверенных, как органа самоуправления патентных поверенных, то представляется, что его реализация является, безусловно, важной как для государства, так и сообщества патентных поверенных, но не в рамках данного законопроекта. Статья 1247 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что закон должен регламентировать лишь вопросы, которые затрагивают требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также его правомочия в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Поэтому круг вопросов, подлежащих законодательному регулированию, строго определен законодателем. Вопросы, касающиеся создания саморегулируемых организаций, регулируются федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
       Кроме того, вопрос о регулировании в законопроекте положений о Российской палате патентных поверенных отсутствует в одобренной комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности концепции проекта федерального закона «О патентных поверенных».
       Вместе с тем в доработанном законопроекте учтено Ваше предложение об обязанности патентного поверенного уведомить об имеющемся поручении правопреемников доверителя, а при их отсутствии – федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в случае ликвидации юридического лица или смерти доверителя, интересы которых представлял патентный поверенный, и предложение об исключении обязанности патентного поверенного повышать свою квалификацию посредством обучения на курсах повышения квалификации, участия в конференциях и семинарах.
       Остальные предложения либо выходят за рамки утвержденной концепции законопроекта, либо носят редакционный характер, либо предлагают излишне подробно регламентировать те или иные вопросы, что представляется недопустимым в законодательном акте, но может быть учтено при разработке соответствующих подзаконных актов.

Директор департамента
А.В.ХЛУНОВ

       От редакции. Полагаем, что приведенное письмо для патентных поверенных малоутешительно. А что думаете вы? Не молчите, высказывайте свои мысли, замечания, предложения. Общественное мнение – великая сила. Давайте думать и действовать сообща.

Редакция   |   Главная   |   О журнале   |   Авторам   |   Подписка   |   Архив   |   Фото   |   Контакты